Вход:   Новый пользователь | Забыл пароль?  
сайт про виндсерфинг, сноуборд, кайтинг (кайт) и вейкборд  
 
На главную
       
Статьи
   
Фотогалереи
   
Инструкторы
   
Ссылки
   
Контакты
   
Новости
Rambler's Top100
 
Каталог:
ВИНДСЕРФИНГ
SUP
СНОУБОРД
ВЕЙКБОРД
КАЙТИНГ
ОДЕЖДА
СУВЕНИРЫ
ВИДЕО
АНЕМОМЕТРЫ
РЮКЗАКИ
РЕМОНТ
Оплата и доставка
Цены в $ руб
В Вашей корзине-
Статьи
Мастеркласс Виндсерфинг
Про море и ветер...
Про горы и снег...
Путевые заметки
Как подобрать снарягу
Межсезонье
экстримальные фотохудожники
Тесты
Конкурс на лучшую сноубордическую историю
Дополненительная infa к каталогу товаров

Все про горы и снег...
Полезные советы от Кирпича или как продлить жизнь сноуборду .
Тропа на олимп Торонто. - Интервью с Аленой Заварзиной
Кайт–бэккантри – раздвигая границы возможного
Привет с кайтового Таймыра
Интервью с Юлей Цвайгбойм. Новая высота.
Интервью с Машей Прусаковой в марте 2006
CИБИРСКИЙ РЕЙД как перезимовать московские холода в Сибири
Биг Эйр - между небом и землей. Этап Кубка Мира по сноуборду в Питере.
Наши в Турине. Олимпийские игры.
Выбираем сноуборд.
Интервью с Машей Прусаковой в январе 2006
Феномен джибинга или жертвы мегаполиса.
Фазы дыхания
Красная поляна Новый Год 2006 сноуборд 2NetZ и компания
«Пленных не брать, патронов не жалеть!»
О поднятии индекса крутизны
Домбай-2004 Пьеса в шести частях
СИБИРСКИЙ КУБОК – 2004.
Сноуборд истории
Кризис
Один день
Триллер о крутых сноубордистках
Наблюдения, полученные в результате приобретения гениальной доски Never summer
Как построить Супер Парк, Часть 4: rail zone
Как выбирать жесткую доску
Про Чегет
Нужна ли сноубордингу Олимпиада?
Разгрузка: вверх, вниз и комбинированная
Разведите колени: cовременная стойка карвера
Как построить Супер Парк, Часть 3: строим пайп
Как построить Супер Парк, Часть 2.
Как построить Супер Парк. Часть 1.
Записки с эльбрусничных гор
Что такое карвинг?



Счетчики
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Экстремальный портал VVV.RU
CИБИРСКИЙ РЕЙД как перезимовать московские холода в Сибири
Есть мнение, что покататься в Европе для жителей столиц выйдет дешевле (имею в виду соотношение затрат, сил на время катания и сервис), чем поездка на российские курорты.
Мы, однако, не побоялись в этом году отправиться в сноубордический рейд по Сибири. Мы побывали на совсем «диком» «Ергаки» в Красноярском крае, где на десятки километров гор и тайги одна база с подъемниками. На очень быстро развивающемся комплексе «Гладенькая», неподалеку от самой большой в мире Саяно-Шушенской ГЭС в Хакасии. И, конечно, на самом «раскрученном» и известном сегодня сибирском курорте – в шахтерском поселке «Шерегеш» в Кемеровской области.
Что же сервис и инфраструктура тут быстро развиваются, воздух пока еще - чище, люди - приветливее и проще, и можно почувствовать, наконец, то спокойствие и уют, которые так трудно ощутить в большом городе.


Дорога: от сложного к простому
Самое сложное, на первый взгляд, это добраться до Сибири. Из-за незнания наш путь занял полутора суток вместо одних. Чтобы оказаться на «Гладенькой» и «Ергаках», необходимо доехать до Абакана- столицы республики Хакасии, что на юге восточной Сибири. Из Москвы в Абакан можно долететь прямыми рейсами «Владивосток-авиа», но для нас это было дорого. И мы решили, что лучше всего в Сибирь лететь рейсом «Сибирь». Она позволяет бордеру бесплатно провезти с собой 20 кг экипировки сверх нормы, так что мы под завязку набили наш «дом на колесах» от Ogio досками, пуховиками, штанами и масками! Так что, купив билеты по акции (они обошлись нам в 6700 рублей вместо 12000 туда-обратно), мы долетели за 4 часа до Новосибирска, а там сели в поезд, идущий до Абакана сутки. И только уже на месте поняли, что самый оптимальный вариант - самолет до Новокузнецка, оттуда и до Шерегеша рукой подать и до Абакана поезд идет всего ночь. Автомобильная дорога из Новокузнецка до Абакана пока только строится.


Климат: кто сказал, что в Сибири холодно?
Мы думали, что в Сибири очень холодно. Но нам совершенно не удалось в ней замерзнуть.
Уже через час после высадки в Абакане, где было минус 29, мы в машине с правым рулем двигались по направлению к Западным Саянам, через село Шушенское, где в ссылке жил Ленин, к горнолыжной базе «Ергаки», где для нас уже был забронирован домик.
Чем дальше мы удалялись от города, тем выше поднималась местность вокруг и температура. Минус 25, минус 20, минус 15, минус 10…! Через четыре часа дороги мы зарулили в сказку – мягкие горы, полные мерцающего снега, ели, прямо в лесу - деревянные теремки (одна комната с кроватями в 2 яруса, столом и умывальником, все из дерева – такой 6-местный домик стоит 1400 рублей в сутки в будни, 2000 - в выходные)… и всего 7 градусов мороза! Когда же мы вошли в свой теремок, натопленный русской печью так, что сыр в нашей сумке с продуктами стал плавленым, мой страх перед сибирскими холодами растаял окончательно.

«Заповедник снега»
«Ергаки» - это небольшая база отдыха в горах Западного Саяна в 180 км от Абакана в сторону Кызыла – столице Тувы и на высоте 1510 м.
Микроклимат тут такой (Сибирь вообще славится своим разнообразием микроклиматов и микроландшафтов), что температура всегда на 10 градусов выше, чем в городах. Хотя, конечно, и тут бывает минус тридцать. А снег ложится уже с конца сентября, так что здесь тренируется российская сборная по биатлону и беговым лыжам. Вокруг десятки километров белоснежных гор (хребет «Ергак» длиной достигает свыше 200 км, высота гор до 2492 м), с которых так и хочется съехать. И при этом база с подъемниками - одна. Вокруг – тайга. У дороги можно увидеть косулю.
Местные лыжники-бордеры «фрирайдят» в Саянах с помощью машин. Так же три года назад сюда приехал покататься с друзьями и нынешний хозяин базы Верьясов Виктор. Ему понравилось здесь настолько, что он решил «срубить» домик, чтоб было, где отдохнуть…
Сегодня теремков в лесу хватает, чтобы разместить 100 человек. Пара снегоходов, ратрак. Туалеты – деревянные на улице. Вместо душа – баня. Дизельное электричество. Самое главное, установлены два «экспериментально-самодельных» подъемника на двух склонах – западном и восточном. И пусть «экспериментальный» подъемник везет так, что пока доедешь наверх, успеешь выполнить медитацию и накачать переднюю ногу.
Баланс устанавливается во время спуска. Как известно на пухляке нагружается задняя нога, а снег тут такой, ух! Пухлый, нетронутый, заповедный снег!
Больше всего народу приезжает на «Ергаки» весной - в бархатный сезон - апрель-март-май, когда включается подъемник на восточном склоне, где катание, как нам рассказывали, намного интереснее. И трасса длиннее, и рельеф сложнее, есть скалы и надувы, с которых можно прыгать, и уклон круче. В это время тут можно застать и слет прорайдеров из Новосибирска-Красноярска и залетных американцев. Вообще местный директор любит бордеров и даже спонсирует абаканский сноуборд-клуб «Адреналин». Благодаря его основателям - совсем молодым мальчишкам, сноуборд в Хакасии «подрос» – сегодня там катается уже 300 человек. У мальчишек на «Ергаках» есть свой бесплатный VIP-панк-домик, скипасс, скидки в кафе, и перилки. Трамплины они иногда тоже строят, если уговорят хозяина-ратратчика, а этой осенью даже провели «Ергаки краш контест», на который съехалась сноуборд-общественность со всей Сибири.
При нас же на склоне всего было человек 30, и работал только «западный» подъемник и тот часов с 11-12 до четырех. Обычно народ приезжает сюда на выходные (в будни тут почти пусто) и - не напрягается. Основной контингент из Абакана, Красноярка, в последнее время все больше из Кизыла. Часть учится тут кататься (прокат снаряжения – 450 рублей за день). Часть - чисто пьет-ест на свежем воздухе. Как гласит надпись на местном кафе: «Сало-сила, спорт-могила».
Но нам даже и на западном «неинтересном» склоне кататься было по кайфу. Тут просто отлично учиться фрирайду, выбирая свой маршрут среди не очень густых елок и выпрыгивая с мягких снежных холмов. Скипасс стоит - 450 на день, 200 на пять подъемов. Второй вариант выгоднее, учитывая, как медленно везет экпериментальный подъемник.
Хозяин рассказал, что к следующему сезону, он, скорее всего, поставит подъемник «допельмаер» и увеличит кол-во домиков до 150 человек. Но городов-миллионников тут поблизости нет – так что если курорт и будет, то только местного масштаба. А вообще, он обижается, когда это место называют горнолыжным курортом, это- база отдыха. И горка тут, чтобы отдыхать.


«Такого в Австрии не увидишь!»
Пробыв три дня в Красноярском крае, мы из «Ергак» вернулись в Хакасию на самый крупный (да и единственный пока) тут курорт. «Гладенькая» стала известной и не сноубордисту и не лыжнику после того, как на ней в 2001 году покатался Владимир Путин. И сегодня этот комплекс неподалеку от самой большой в мире Саяно-Шушенской ГЭС, развивается очень интенсивно и рассчитывает привлечь к себе как жителей Сибири, так и туристов из Европы.
От Абакана до «Гладенькой» добираться как от Москвы до подмосковья. Если на машине, то час-полтора, если на «перекладных» - автобусом с двумя пересадками до Саяногорска и дальше, часа два. По дороге можно заехать на местные достопримечательности. Знаменитая ГЭС, открытки, с видами которой мы разглядывали в детстве. Форелевое хозяйство: несколько десятков больших садков, в которых плавают рыбы, «нагуливая» вес до 2-3 кг. Такие речные енисейские поросята. Вылавливают и глушат форелей прямо при покупателе.
Но главная достопримечательность – сама дорога. Едешь и любуешься на плывущий между гор, похожих на заснеженные скалы, поросшие лесом, Енисей. На лес в белом инее! Влажно, температура ноль. Но чем выше поднимается дорога, тем холоднее становится и тем больше меняется пейзаж. На самой горе он апокалипсический. 30 лет назад тут был пожар, горела тайга. Несмотря на то, что сотрудники «Гладенькой» уже несколько лет расчищают лес от сгоревшего бурелома и сажают деревья, вокруг до сих пор обгоревшие черные стволы, и только кое-где пробиваются молоденькие зеленые пихточки. Может и хорошо, что панорама такая. Невольно задумываешься о том, как просто уничтожить природу и как трудно ее восстановить.
Впрочем, к пейзажу скоро привыкаешь и начинаешь удивляться уже другому - инфраструктуре и темпам развития «Гладенькой».

«Освоение дикого севера»
Первую трассу здесь освоили в 1983 году, когда и ратраков то еще не было. Но активное освоение горы началось в 2002, когда в это дело стали вкладывать деньги такие гиганты, как группа предприятий «Базовый Элемент». Для сравнения. В 2001 году здесь были только бугельные подъемники, одна трасса и пара домиков на горе.
Сегодня тут высятся две очереди креселок на мощных столбах. Возведенные в нарочито грубом сибирском стиле деревянные шале. Внутри - кафе, переодевалки, прокаты, комфортные туалеты (после удобств на улице на других сибирских курортах это начинаешь ценить).
На горе и около также есть целый гостиничный комплекс. Можно жить в коттеджах на горе, можно – в спортивно-развлекательном комплексе «Жарки» в 8 км от подъемников, можно в очень дорогом четырехзвездочном отеле на поляне (цены от 350-550 рублей в будни/выходные за место до 15000 рублей за номер).
Первое наше знакомство с горой состоялось во вторник и среду. В эти дни скипасс на целый день на обе очереди креселок: первая – двухместная (подъем - 25 минут), вторая четырехместная (подъем – 10-15 минут) – стоит 300 рублей вместо обычной цены в 470 рублей в будни и 700 – в уикенды.
Правда, верхняя креселка в первый день не работала из-за ветра. Все-таки природа тут суровая. В конце декабря по середину февраля - сезон ветров. Подниматься на второй очереди без маски - нереально, а когда особенно сильно задувает, подъемник и вовсе отключают. И мы катались на нижней искусственно оснеженной части основной трассы. На «Гладенькой» то ли из-за того, что рядом Саяно-Шушенская ГЭС, то ли из-за ветров, всегда были проблемы со снегом, поэтому тут сделана самая сложная и мощная в России сегодня система снегообеспечения.
Во второй день все работало, и мы не отходили от верхней трассы. Креселка тут быстрее, а снег естественный: есть и кусочки целины, можно попрыгать с надувов и камней.
Но самое лучшее катание было на третий день, когда мы опробовали новые трассы. Буквально за неделю до нашего приезда на «югах», южной части склона, где больше снега, открыли 1000 метровый спуск для любителей фрирайда. Подъемников там еще нет – поднимают на ратраке (100 рублей за подъем). В тот день была пурга, так что впечатления остались интересные. Едешь, снег в лицо ничего не видно,– буквально на ощупь пробираешься за спиной впереди едущего. Обратно на ратраке - ощущения будто от езды на луноходе. Какой-то бизнесмен из Красноярска все восхищался: «Красота, такого аттракциона в Австрии не увидишь!».
Нашим гидом был директор ОАО «Гладенькой» по правовым вопросам. Сам большой фанат сноубординга, он каждые выходные «дежурит» на ратраке на «югах». Вид у него счастливый. «Жаль, что вы не видели, какая тут красота, когда солнце!»
Но мне «юга» показались пологими. А вот северо-западный спуск, тоже совсем недавно освоенный и самый длинный здесь - 4200 метров - на мой взгляд действительно «красота»! Крутой наклон по задутому склону переходит в мягкий фрирайд по лесу, затем по оврагу с естественным рельефом, как в пайпе, так что можно перекантовываться по его стенкам, вылетаешь на скоростное лавирование между буреломом, и вновь - в овраг по полю с кустами.
После спуска началось счастье – пейзаж вокруг показался прекрасным, все московские и житейские проблемы ушли – осталась одна радость как в детстве, когда каждый день открываешь для себя новый мир и легкость в теле, как будто оно умеет летать.
P.S. Если «Гладенькая» будет продолжать развиваться в том же направлении, то здесь действительно вырастет курорт европейского уровня. Осталось лишь предложить посетителям чуть больше трасс, и как альтернативу сделать сноупарк, ведь фристайл сегодня привлекает больше всего молодежи и очень перспективен. Это можно увидеть на примере той же Европы, где сноупарк считается визитной карточкой любого уважающего себя курорта.
PPS. В апреле на «Гладенькой» проводится знаменитый ежегодный горнолыжный карнавал! Въезд без маскарадного костюма и маски запрещен!


Шахтерско-швейцарский поселок
О Шерегеше – самом раскрученном на сегодняшний день курорте в Сибири уже многое писали. И многие туда ездили. Действительно, в плане катания Шерегеш дает большие возможности: тут есть и пологие выкаты для новичков, и фрирайд в лесу и разные типы подъемников и трасс. Есть тут и что еще осваивать: например, гора «Мустаг», на которую пока можно добраться только на снегоходе за 400 рублей с человека.
А вот чем мне не понравился «Шерегеш», так это атмосферой небольшого базара. Некоторые местные жители из числа тех, что возят на такси до склона или сдают жилье, относятся к туристам так, как будто те должны им денег. Понять их можно, если бы не повальное увлечение сноубордом, об этом шахтерском поселке, где рядом зона, вряд ли бы кто услышал. И возможно, шорцы бы так и продолжали не иметь работу, а шахтеры жить на зарплату (если верить человеку, сдававшему нам жилье, на слово, средний заработок в месяц тут, как и в Хакасии, всего 5000-6000 рублей в месяц).
Но сегодня ситуация меняется. Интерес к активным видам спорта, туризму в экологически чистых местах вырос еще больше после этой зимней Олимпиады в Турине и заявки России на то, что она способна провести у себя мероприятие подобного уровня.
А ведь именно из соседнего с Шерегешом Таштагола выросли знаменитые российские спортсмены по горным лыжам и «жесткому» сноубордингу. На самом Шерегеше проводится много соревнований. При нас на горе «Зеленая» прошел один из Кубков России и 9-ый Фестиваль сноуборда. Так же мы наблюдали за тренировками совсем маленьких ребятишек на горных лыжах, которые обучаются бесплатно благодаря всероссийской школе «Новая лига». В общем, в Шерегеше есть все возможности для спорта и туризма. И только от стараний самих местных жителей (и местных властей) зависит то, каким станет Шерегеш через 5 лет. Останется ли он серым неказистым шахтерским поселком посреди удивительно красивой природы. Или станет похожим на уютную швейцарскую деревушку.


ФОТОГРАФИИ: Шерегеш, Гладенькая, Ергаки
Лена Андрианова 9.03.06
©2002-2004, WINDSURFER.RU, Контакты, Карта сайта